Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования, распространение идей гуманизма в образовании

Педагогика и воспитание » Основные тенденции современного общего и профессионального образования в России » Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования, распространение идей гуманизма в образовании

Проблемы интегрирования обеспечения свободного и всестороннего развития человека в процессе образования, распространение идей гуманизма в образовании в социокультурное пространство обусловлена такими феноменами как феномен «снятия» одаренности по мере взросления, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы и феномен неполной реализации в силу внешних неблагоприятных условий. Для наглядности необходимо описаны некоторые эмпирические факты, выявленные в рамках экологического подхода к развитию и реализации одаренности. Методологическим основанием эмпирического анализа проблемы является концепция «экология творчества», выделившая из многообразия проблем психологии одаренности проблему формирования самосозидающегося типа личности и проблему вычленения и создания параметров природного и социокультурного пространства, которое является «экологической нишей» для одаренного ребенка. В качестве теоретического конструкта для исследования составляющих ситуаций интеграции одаренности выступают понятия «персональное пространство» и «надперсональное пространство» «Персональное пространство» рассматривается как создаваемое личностью пространство людей, «где она интегрирована как творческая индивидуальность». «Надперсональное пространство творчества» – это явления природной, социальной, культурной среды, «которые аккумулируют и индуцируют творчество». Надперсональным пространством, обеспечивающим создание экологической ниши для творческой личности, являются образовательное пространство учреждения дополнительного образования и инновационная образовательная структура, участниками которого являются дети, занимающиеся в коллективах системы дополнительного образования, имеющие высокий творческий и интеллектуальный потенциал и продуктивные результаты в выбранном виде деятельности. Данное учебное пространство предполагает определенную организацию учебного процесса через систему авторских лабораторий «педагог – ребенок», которые формируют персональное и надперсональное пространство творческой личности, позволяют педагогу и ребенку персонализироваться, быть продолженным друг в друге, предполагают определение таких целей совместной деятельности, продвижение к которым порождает состояние неопределенности дальнейшего развития и непредсказуемости результата. На лицо такие факты как смещение показателей уровня развития интеллектуальных способностей обучающихся, тенденция к развитию интеллектуальных способностей и взаимосвязь изменения структуры интеллекта (индивидуальная положительная динамика) с изменениями личностных особенностей учащихся (гармонизация эмоционально – волевой сферы). Среди детей, занимающихся в системе дополнительного образования деятельностью по своему выбору наблюдается смещение показателей уровня развития интеллектуальных способностей. Выявлена тенденция к развитию интеллектуальных способностей – у более чем половины учащихся обнаружена положительная динамика интеллекта или стабильность показателей на уровне выше возрастной нормы, у менее чем половина – положительная динамика способностей к логическому мышлению и способностей к пространственному мышлению. Обращает на себя внимание следующий факт – у всех учеников наблюдается положительная динамика способности к абстрактному мышлению. Целью формирования у педагога установки на личностно – ориентированный подход к работе с одаренными детьми была использована система тренингов. При этом формирование у педагога установки на личностно ориентированный подход способствовало появлению устойчивой мотивации на профессиональный рост, а также осознание и коррекция педагогами особенностей своего педагогического стиля, обозначение и снятие некоторых личностных проблем детей, препятствующих развертыванию творческого потенциала. Использование в работе системы тренингов – тренинг поддержки и развития надситуативности, тренинг партнерского общения, использование природного и историко-культурный ландшафт Аркаима для тренинга развития сензитивности и эмпатии, тренинг гармонизации эмоционально – волевой сферы личности, тренинг личностного роста – позволило закрепить эффективные навыки общения, расширить возможности понимания своего поведения и возможности экспериментирования со своим поведением. Данные исследования позволили выявить такие моменты как персонализация педагогов и детей друг в друге, достижение ими субъективно значимой цели, вербализация значимых элементов на пути самопонимания и прогнозирование дальнейшего саморазвития. Для детей, которые занимаются художественным творчеством, выявилась необходимость проведения тренинга, активизирующего левополушарные процессы. В этом случае, эффектом надперсонального пространства лицея можно считать расширение спектра исследовательской деятельности педагогов.

Похожие статьи:

Формирование эстетических принципов в театре Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...

Эмпирическое исследование особенностей профессиональной ориентации на современном этапе
В исследовании приняли участие 15 девятиклассников и 13 одиннадцатиклассников МОУ «СОШ №1». Целью эмпирического исследования явилось выявление особенностей профориентации на современном этапе, определение типа направленности личности и склонностей к определенному типу профессий для того, чтобы опре ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Систематическое психологическое изучение детей с задержкой, психического развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Н.А.Никашина дают следующую психолого-п ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru