Особенности отличия традиционного процесса обучения и инновационного

Педагогика и воспитание » Сравнительный анализ современных подходов к организации школьного процесса обучения » Особенности отличия традиционного процесса обучения и инновационного

Страница 2

На смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Этот путь не так прост и любого вступающего на него ожидают определенные трудности и проблемы. Прежде всего - это отсутствие согласованных представлений о самом предмете, что есть "образовательная технология", "технология обучения", "технологический подход в обучении".

И во-вторых, каковы цели, содержание и условия внедрения подобных инноваций в практику работы школы?

Инновационное обучение

Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее».

В последние годы внимание работников образования все чаще привлекают идеи инновационного обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе. В последние годы опубликован ряд научных работ, авторы которых рассматривают теоретические и практические аспекты функционирования инновационных образовательных учреждений и особенности деятельности психологических служб в этих школах. В указанных работах инновационные школы рассматриваются как учреждения, в основе которых лежит идея всестороннего развития личности учащегося.

Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, предполагает изменения и в деятельности психологической службы школы.

Целью работы педагогов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка. При этом необходимо учитывать отличия инновационного образовательного пространства от традиционного учебного процесса. Образовательные учреждения инновационного типа ориентированы не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни.

С этим направлением связана разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности, обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности, обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии. По своему основному смыслу понятие "инновация" относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. И здесь профессиональная психологическая деятельность делает акцент на психологической подготовке педагогов к работе по инновационным технологиям, так как нередко при переходе школы в режим инновационной работы педагоги оказываются неготовыми к подобным преобразованиям. Психологическая деятельность предполагает включение педагогов в активное обсуждение проблем развивающего обучения на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. В центре таких обсуждений-бесед – личность ребенка, его физическое и психическое здоровье, всесторонний учет его интересов и способностей. В работе с педагогами не следует ограничиваться проведением общих мероприятий и рекомендациями по чтению специальной литературы. Наиболее эффективными следует считать индивидуальные формы психологической работы. Контакты между педагогами и психологом должны способствовать углублению знаний педагога о психологических, возрастных, индивидуально-типологических особенностях детей, носить конкретный и действенный характер.

Сущность инновационного обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие его из побочного и случайного результата превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. В связи с этим необходимо найти в педагогическом процессе такие психологические или психолого-педагогические условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности учащихся, а также продвижению в их интеллектуальном и личностном развитии.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика некоторых категорий детей с ограниченными возможностями здоровья
Политкорректный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» является довольно новым. Он возник в связи с широким обсуждением возможностей инклюзивного (включающего) образования. Инклюзивный подход предлагает «рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а ...

Игры детей младшего школьного возраста
В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности - переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина - "кризис 7 лет"). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому пере ...

Развитие речи у детей с задержкой психического развития
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях: - излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, - несформированность грамматического строя речи, - недостаточность сл ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru