Методика проведения практической деятельности учащихся

Страница 3

I. Комплексные изделия могут изготавливаться группой (звеном) учащихся: каждый делает свою деталь, а потом все вместе собирают изделие.

II. При изготовлении различных деталей желательно, чтобы учащиеся использовали специальные технологические приспособления, позволяющие ускорять выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т.п.) и получать более качественные детали и изделия.

Сегодня без полной комплектации школьных мастерских, в которых и проводится кружковая деятельность, учитель затрудняется полноценно проводить занятия. В значительной степени зависимость учебного процесса от материальной обеспеченности можно снизить за счет тщательного планирования практической деятельности учащихся.

Одним из вариантов является парная деятельность. Ученики по желанию разбиваются по парам, и учителем каждой паре дается задание по видам практической деятельности, например, строгание древесины. Целью задания является освоение приемов строгания рубанком. Учащиеся уже знают устройство рубанка и методы строгания. Учителем выдаются заготовка и инструмент каждой паре. Выбрав верстак, учащиеся заготовку крепят на верстаке с помощью тисков и начинают строгать, поочередно заменяя друг друга. Это позволяет контролировать действия другого и делать перерыв. По требованиям гигиенических норм ученик 5-го класса должен выполнять практическое задание, связанное с физической нагрузкой не более 10 минут.

Второй вариант: разделение на 2. Первые 5 учеников выполняют заготовки, а остальные 5 учеников выполняют – строгание заранее приготовленными учителем заготовками. Придя на следующий урок, первые 5 человек приступают к строганию, а вторая половина начинает выполнять заготовки для первых 5-х учащихся на выполнение пиление.

Существуют некоторые особенности разделения учащихся на группы:

Состав групп постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными взглядами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п.

Работой группы руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно – с целью научиться и руководить и подчиняться.

Группы работают под обязательным контролем учителя. Он помогает разрешить тупиковые ситуации и оценивает индивидуальные результаты.

В результате учащиеся осваивают все процессы обработки древесины.

Третий способ заключается в совмещении двух процессов обработки древесины: пиление и строгание.

Вначале учитель проводит теоретические занятия по данным темам. На следующих занятиях учащиеся приступают к выполнению практической части.

Учащиеся делятся на две группы: 5 человек выполняют пиление, 5 человек – строгание. Затем наоборот. В результате все учащиеся получают одинаковые умения и навыки. Однако в данном способе преподавателю сложнее контролировать работу учащихся, так как выполняются сразу два процесса.

До начала пиления учащиеся выполняют разметку, а затем выпиливают деревянные заготовки в соответствии с разметкой. После пиления ножовкой учащиеся распиливают заготовку в стусле.

При строгании учащиеся выбирают базовую сторону выпиленной ранее заготовки, определяют лучшую и худшую пласти и кромки, и приступают к строганию заготовки. А затем зачищают отструганные заготовки.

Таким образом, данная методика обеспечивает активное и осознанное усвоение школьниками практических умений и навыков, так необходимых для подрастающего поколения. Но важно не только усвоить, но и совершенствовать полученные навыки и умения в дальнейшем, а также правильно применять их на практике. Такая работа над собой будет непременно способствовать развитию учащихся в творческом плане.

На основе реального тематического плана программы дисциплины Технология СОШ №4 города Бор, Нижегородской области, который отражен в пояснительной записке, представлен тематический план творческого кружка «МастерОк» с выделением часов на теоретические и практические занятия.

Программа кружка «МастерОк» рассчитана на один учебный год и предусматривает вводное занятие, занятия, посвященные материалам и инструментам, занятия по графической подготовке, занятия об инструментах и оборудовании, которое применяется для обработки древесины, уроки резьбы по дереву, экскурсии, конкурсы, соревнования, а также заключительное занятие с воспитанниками.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Значение воспитательной системы
Образовательное учреждение – уникальное образование. Здесь сходятся интересы нескольких поколений (родителей, учеников, учителей). Главной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с ма ...

Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики на примере закона архимеда
Борьба за действенность знаний должна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладения учащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения ими систематического курса физики. Прежде всего, знания учащихся должны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то ...

Понятие об эмпатии
Слово «эмпатия» имеет в своём составе два греческих элемента: «эм», означающее «нахождение внутри», и «пат» - «переживание», «чувство», «страдание». То есть, означает прежде всего внутренний процесс, процесс, связанный с напряжением душевных сил человека. «Человек как субъект практической и теорети ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru