Функции и противоречия педагогической деятельности

Педагогика и воспитание » Понятие педагогической деятельности и ее структура » Функции и противоречия педагогической деятельности

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

ориентационная;

развивающая;

мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

информационная.

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

конструктивная;

организаторская;

коммуникативная;

гностическая.

Так, конструктивная функция обеспечивает:

а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию:

а) информации в процессе сообщения ее учащимся;

б) различных видов деятельности учащихся;

в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает:

а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;

б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

а) содержания и способов воздействия на других людей;

б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Сфера профессионального труда учителя - это арена преодоления множества противоречий. Это противоречия между следующими факторами:

динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;

динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;

личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;

растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;

потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;

уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;

возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.

Похожие статьи:

Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста
Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные ...

Гуманизация образования и демократический стиль педагога
Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. Значит, у пед ...

Система упражнений по обогащению речи учащихся 5 классов изобразительными средствами
Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. На ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru