Преподавание биологии в 9 классе

Страница 4

Вывод записывается в тетрадь.

Учитель: Построим это изображение (одного ученика вызываем к доске, все остальные работают в тетрадях).

6. Глаз – оптическая система.

А теперь разберём строение глаза с точки зрения оптики.

Человеческий глаз представляет собой замкнутый объём примерно сферической формы. Диаметр среднего глаза человека составляет примерно 23- 25 мм. Среднее расстояние от хрусталика до сетчатки 18,3 мм.

Глаз окружён прозрачной твёрдой оболочкой белого цвета – склерой, которая защищает глаз от повреждений. Передняя часть склеры переходит в прозрачную оболочку – роговицу толщиной 0,5 мм. За роговицей внутри склеры расположены передняя глазная камера, хрусталик, задняя глазная камера.

Хрусталик глаза человека представляет собой двояковыпуклую линзу и обладает большой светопреломляющей способностью. Ось хрусталика совпадает с осью глазного яблока. Вещество, из которого состоит хрусталик бесцветное, прозрачное, плотное, сосудов и нервов не содержит, коэффициент преломления n=1.43.

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, даёт изображение на сетчатке

Средняя оптическая сила глаза составляет +59 диоптрий. Поскольку фокусное расстояние у такой линзы очень маленькое (17мм), то все наблюдаемые нами объекты располагаются за двойным фокусным расстоянием. Значит, изображение на сетчатке глаза получается уменьшенным, действительным и перевёрнутым (слайд)

Первым, кто доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был И. Кеплер.

7. Значение зрительной зоны коры больших полушарий.

Каждый анализатор состоит из трёх частей: рецептора (воспринимающее звено), нервных путей и мозговых центров (обрабатывающее звено). В затылочной зоне коры больших полушарий находится зрительная зона, где и происходит обработка всей информации. Поэтому биологи и говорят, что глаз смотрит, а мозг видит. Как вы думаете, верно ли это утверждение? (учащиеся высказывают своё мнение).

8. Гимнастика для глаз.

Мы сейчас с вами выполним два упражнения для снятия напряжения и три основных для укрепления мышц глаза. Эти упражнения простые и в тоже время сложные. Надо строго следовать указаниям.

Упражнение №1. «Игра в прятки»

1. Сядьте прямо и расслабьтесь. Шея и голова должны быть на одной линии.

2. Ладонями закройте глаза, но не давите на них, свет не должен проникать в глаза.

3. Попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное.

4. Подержите так несколько секунд и постепенно приоткройте глаза.

5. Проделаем так ещё 2 раза.

Упражнение №2. «Сквозь пальцы».

1. Согните руки в локтях, поставьте локти на парту, так чтобы руки были чуть ниже уровня глаз.

2. Разомкните пальцы.

3. Делайте плавно повороты и смотрите вдаль сквозь пальцы. Если вы делаете всё правильно, то руки должны проплывать мимо вас. Вам должно казаться, что руки движутся.

Упражнение №3. Основной комплекс для укрепления мышц глаз.

1. Сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на переносице и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение.

2. Проделаем так ещё 2 раза.

Упражнение №4. Тоже самое, но сводим глаза на кончике носа.

1. Сядьте удобно, посмотрите вдаль в окно. Глубоко и медленно вдыхая, сводим глаза на кончике носа и остановим на 2 секунды и, выдыхая, возвращаем их в исходное положение.

2. Проделаем так ещё 2 раза.

Упражнение №5

1. Вдыхая, опускаем глаза вниз и затем медленно поворачиваем их по часовой стрелке и останавливаемся в верхней точке (на 12-ти).

2. Не задерживаясь, выдыхая, опускаем глаза до исходного положения (до 6).

3. Закрываем глаза на несколько секунд.

9. Лабораторная работа 2. Определение слепого пятна.

Цель: определить слепое пятно в сетчатке.

В повседневной жизни мы не замечаем ещё одного странного свойства нашего зрения,– не видеть предметы, находящиеся сбоку глаз, хотя свет от них входит в глаз и достигает сетчатки. Следовательно, на сетчатке обоих глаз есть определённое место, на котором нет светочувствительных клеток. Оно расположено в месте входа зрительного нерва в глазное яблоко, недалеко от жёлтого пятна. Его называют слепым пятном. Диаметр его 1,8 мм. Убедиться в его существовании можно с помощью простого теста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционировани ...

Предпосылки возникновения альтернативной программы
Для современной белорусской школы характерны как сильные так и слабые стороны образовательной системы. Положительные стороны: объем и качество знаний, которые получают учащиеся; школа обеспечена учебными программами высокого уровня сложности с достаточно эффективными методиками; мощный потенциал бе ...

Формы и методы профессиональной ориентации
Рассмотрение профориентации только как системы воздействия на личность может привести к игнорированию активности самой личности в вопросах выбора профессии. В этом случае вся система профориентационной работы может быть сведена к постановке диагноза о пригодности молодого человека к профессии (груп ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru