Преподавание биологии в 9 классе

Страница 3

Ответ учащихся: в ходе эволюции строение глаза усложнялось.

2. Строение глаза человека.

А теперь вспомним строение глаза человека. Кто расскажет строение глаза человека? Ответ учащихся:

3. Основные положения оптики. Повторение изученного материала.

Учитель физики: А теперь мы повторим основные положения геометрической оптики (фронтальный опрос)

1. Что называется линзой?

Ученик: Линзой (от лат. lens – чечевица) называется прозрачное (обычно стеклянное) тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

2. Какие вам известны виды линз?

Ученик: Различают выпуклые линзы, у которых середина толще, чем края, и вогнутые линзы, у которых середина тоньше, чем края.

3. Что такое главная оптическая ось линзы?

Ученик: Прямая, проходящая через центры С1 и С2 сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется главной оптической осью линзы.

4. Что называется фокусным расстоянием линзы?

Ученик: Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы

5. Что такое оптическая сила линзы?

Ученик: Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и называется оптической силой линзы:

.

6. Какая единица измерения оптической силы линзы?

Ученик: Единицей оптической силы в СИ является метр в минус первой степени (м -1). Иначе эта единица называется диоптрией (дптр). 1 дптр – это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.

7. У каких линз оптические силы линз отличаются знаком?

Ученик: У собирающих и рассеивающих линз оптические силы отличаются знаком. Собирающие линзы обладают действительным фокусом, поэтому их фокусное расстояние и оптическая сила считаются положительными (F>0, D>0). Рассеивающие линзы обладают мнимым фокусом, поэтому их фокусное расстояние и оптическая сила считаются отрицательными (F<0, D<0).

4. Построение изображений, даваемых линзой.

Изложение нового материала (построение лучей – слайды на интерактивной доске).

При помощи линз можно не только собирать и рассеивать лучи света, но и получать разнообразные изображения предметов.

Для построения изображения каждой точки достаточно двух лучей. Такими лучами являются:

луч, проходящий через центр линзы (при прохождении через линзу этот луч практически не изменяет своего направления);

луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической оси (после преломления в линзе этот луч либо сам, если линза собирающая, либо своим продолжением в обратную сторону, если линза рассеивающая, проходит через главный фокус линзы).

В зависимости от расположения предмета относительно собирающей линзы на экране получаются различные изображения. Исследуем это явление, проведем лабораторную работу.

5. Лабораторная работа «Определение фокусного расстояния линзы. Получение изображений с помощью линзы».

Цель: при помощи линзы получить изображения, охарактеризовать их.

Оборудование: источник тока, лампочки на подставке, ключ, соединительные провода, экран, собирающие линзы, пластинка на которой сделана Г-образная прорезь, планшет.

Инструктаж по технике безопасности.

1.Расположив линзу между окном и экраном, получите на экране резкое изображение какого-либо удалённого предмета (окна кабинета, осветительной лампы).

2.Измерьте расстояние от линзы до полученного изображения. Это и есть фокусное расстояние линзы.

3. Источник располагаем от линзы на расстоянии большем, чем F, но меньшем, чем 2F. Получаем чёткое изображение. Каким получилось изображение?

Ученики: Изображение получилось увеличенное и перевернутое.

Вывод записывается в тетрадь (на доске построение изображения).

Учитель: Повторяем задание 1, но источник расположен на расстоянии меньшем, чем F. Получается ли изображение? Убираем экран и смотрим сквозь линзу. Изображение, которое вы видите, называется мнимым. Опишите его.

Ученики: Если посмотреть через линзу, то изображение получается прямое увеличенное (на доске построение изображения).

Учитель: Еще раз выполняем задание 1, но на этот раз располагают источник света на расстоянии большем, чем 2F. Получаем чёткое изображение. Опишите его.

Ученики: Изображение получилось уменьшенное и перевернутое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Игры детей младшего школьного возраста
В возрасте 6-7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности - переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина - "кризис 7 лет"). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому пере ...

Программа развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
Основной целью разработки программы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в Алматинском Дворце школьников является повышение эффективности работы в данном внешкольном учреждении по развитию творческих способностей детей данной возрастной группы. Ставятся задачи: обуч ...

Игра и ее виды как здоровьесберегающая технология
Несомненно, выше перечисленные мной факты говорят об эффективности игры как средства обучения иностранному языку, а также средства воспитания нравственной личности. Но следует принимать во внимание еще один фактор: игровая деятельность как здоровьесберегающая технология. Состояние здоровья подраста ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru