Преподавание биологии в 9 классе

Страница 3

Ответ учащихся: в ходе эволюции строение глаза усложнялось.

2. Строение глаза человека.

А теперь вспомним строение глаза человека. Кто расскажет строение глаза человека? Ответ учащихся:

3. Основные положения оптики. Повторение изученного материала.

Учитель физики: А теперь мы повторим основные положения геометрической оптики (фронтальный опрос)

1. Что называется линзой?

Ученик: Линзой (от лат. lens – чечевица) называется прозрачное (обычно стеклянное) тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

2. Какие вам известны виды линз?

Ученик: Различают выпуклые линзы, у которых середина толще, чем края, и вогнутые линзы, у которых середина тоньше, чем края.

3. Что такое главная оптическая ось линзы?

Ученик: Прямая, проходящая через центры С1 и С2 сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называется главной оптической осью линзы.

4. Что называется фокусным расстоянием линзы?

Ученик: Расстояние от оптического центра линзы до ее главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы

5. Что такое оптическая сила линзы?

Ученик: Физическая величина, обратная фокусному расстоянию линзы, обозначается буквой D и называется оптической силой линзы:

.

6. Какая единица измерения оптической силы линзы?

Ученик: Единицей оптической силы в СИ является метр в минус первой степени (м -1). Иначе эта единица называется диоптрией (дптр). 1 дптр – это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.

7. У каких линз оптические силы линз отличаются знаком?

Ученик: У собирающих и рассеивающих линз оптические силы отличаются знаком. Собирающие линзы обладают действительным фокусом, поэтому их фокусное расстояние и оптическая сила считаются положительными (F>0, D>0). Рассеивающие линзы обладают мнимым фокусом, поэтому их фокусное расстояние и оптическая сила считаются отрицательными (F<0, D<0).

4. Построение изображений, даваемых линзой.

Изложение нового материала (построение лучей – слайды на интерактивной доске).

При помощи линз можно не только собирать и рассеивать лучи света, но и получать разнообразные изображения предметов.

Для построения изображения каждой точки достаточно двух лучей. Такими лучами являются:

луч, проходящий через центр линзы (при прохождении через линзу этот луч практически не изменяет своего направления);

луч, падающий на линзу параллельно ее главной оптической оси (после преломления в линзе этот луч либо сам, если линза собирающая, либо своим продолжением в обратную сторону, если линза рассеивающая, проходит через главный фокус линзы).

В зависимости от расположения предмета относительно собирающей линзы на экране получаются различные изображения. Исследуем это явление, проведем лабораторную работу.

5. Лабораторная работа «Определение фокусного расстояния линзы. Получение изображений с помощью линзы».

Цель: при помощи линзы получить изображения, охарактеризовать их.

Оборудование: источник тока, лампочки на подставке, ключ, соединительные провода, экран, собирающие линзы, пластинка на которой сделана Г-образная прорезь, планшет.

Инструктаж по технике безопасности.

1.Расположив линзу между окном и экраном, получите на экране резкое изображение какого-либо удалённого предмета (окна кабинета, осветительной лампы).

2.Измерьте расстояние от линзы до полученного изображения. Это и есть фокусное расстояние линзы.

3. Источник располагаем от линзы на расстоянии большем, чем F, но меньшем, чем 2F. Получаем чёткое изображение. Каким получилось изображение?

Ученики: Изображение получилось увеличенное и перевернутое.

Вывод записывается в тетрадь (на доске построение изображения).

Учитель: Повторяем задание 1, но источник расположен на расстоянии меньшем, чем F. Получается ли изображение? Убираем экран и смотрим сквозь линзу. Изображение, которое вы видите, называется мнимым. Опишите его.

Ученики: Если посмотреть через линзу, то изображение получается прямое увеличенное (на доске построение изображения).

Учитель: Еще раз выполняем задание 1, но на этот раз располагают источник света на расстоянии большем, чем 2F. Получаем чёткое изображение. Опишите его.

Ученики: Изображение получилось уменьшенное и перевернутое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Развитие логического мышления учащихся в системе "Укрупнение дидактических единиц" П.М. Эрдниева
Активный процесс информатизации ставит перед педагогической наукой задачу разработки таких технологий обучения, которые бы обеспечили развитие у школьников способностей, позволяющих активно овладевать этими знаниями. Эффективность обучения зависит от уровня развития индивидуальных особенностей учащ ...

Домашнее задание –как проблема
Как часто вечером в семьях можно услышать вопрос: «Ты сделал уроки?» Нередко домашние задания становятся темой родительского собрания, визита родителей в школу. Некоторые родители жалуются, что их дети делают уроки по 3–4 часа, а некоторые возмущаются, что задают мало или домашнее задание – чистейш ...

Психолого-педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение де ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru