Преподавание биологии в 7 классе

Страница 2

По какому признаку отобраны фигуры на этих рисунках?

Фигуры второй группы являются центрально – симметричными фигурами. Рассмотрим фигуры первой группы. Можно заметить, что каждая из них состоит как бы из двух половинок, одна из которых является зеркальным отображением другой. Каждую из этих фигур можно согнуть пополам так, что эти половинки совпадут.

Учитель математики:

К какой группе фигур можно отнести “Ёлочку”? Ответ: ёлочка относится к фигурам первой группы) Обозначим концы нижних веток ёлочки точками А и А1. Если перегнуть ёлочку по прямой n? Ответ: точки А и А1 совпадут. Как расположены точки А и А1 относительно прямой n? Точки А и А1 расположены на прямой, перпендикулярной к n по разные стороны и на равном расстоянии от неё. Такие точки называются симметричными относительно прямой n.

Учитель биологии: А сейчас мы поговорим с вами о симметрии в природе. Симметрия в нашем представлении тесно связана с понятием красоты. Представления о красоте и совершенстве родились и упрочились под воздействием окружающей природы ещё у наших далеких предков. Особенно поражали кристаллы правильностью своих пропорций, безукоризненным повторением формы.

Каждая снежинка – это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией. Все твердые тела состоят из кристаллов. Посмотрим на доску.

Не только кристаллы, но и большинство творений природы обычно обладают той или иной формой симметрии. Наша планета Земля вполне могла бы быть названа царством симметрии. Природа использовала все её основные виды, которые можно представить по геометрическим соображениям. Подавляющее число живых организмов обладает одной из трех ее видов: шаровидной, лучевой, двусторонней симметрией.

Почему разные организмы обладают разными видами симметрии? Это связано с их образом жизни. Например, если взять несколько фигур, бабочку, лист растение, дерево, то все они обладают лишь одним видом симметрии, делящей её на две зеркально равные части. Поэтому данный вид симметрии в биологии называется двусторонней или билатеральной.

Активно подвижные животные – двусторонне симметричны. Полагают, что такая симметрия связана с различиями движений организмов вверх – вниз, вперед – назад, тогда как их движения направо – налево совершенно одинаковы. Нарушение двусторонней симметрии неизбежно приводит к торможению движения одной из сторон и изменению поступательного движения в круговое. Но такой вид симметрии встречается и у неподвижных организмов и их органов. Она возникает вследствие неодинаковости условий, в которых находятся прикрепленная и свободная стороны.

Если через фигуру можно провести несколько осей симметрии, пересекающихся в одной точке, такая симметрия называется лучевой или радиальной. Лучевой симметрией обладают организмы, ведущие неподвижный или малоподвижный образ жизни.

Учитель математики: Много интересных фактов может сообщить наука о симметрии и о человеке. Как известно, в среднем на земном шаре примерно 3% левшей (99 млн.) и 97% правшей (3 млрд. 201 млн.). Интересно отметить, что центры речи в головном мозгу у правшей расположены слева, а у левшей – справа (по другим данным – в обоих полушариях). Правая половина тела управляется левым, а левая – правым полушарием, и в большинстве случаев правая половина тела и левое полушарие развиты лучше.

Учитель биологии: У людей, как известно, сердце на левой стороне, печень – на правой. Но на каждые 7–12 тыс. человек встречаются люди, у которых все или часть внутренних органов расположены зеркально, т. е. наоборот. Подавляющее большинство самых необходимых для нас предметов – от книги, ложки, чайника и молотка до газовой плиты, холодильника и пылесоса – тоже обладает симметрией. Большинство транспортных средств имеют осевую симметрию. Например, космическая ракета, устремляющаяся вверх, в небо имеет и осевую, и центральную симметрию. Математика является аппаратом изучения симметрии в живой и неживой природе.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Структура социальной педагогики
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика – это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах». (Х. Мискес). «Смысл социальной педагогики – помощь молоде ...

Использование методов стимулирования в современной школе
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организованных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а так же воспитания ...

Изучение состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
После изучения теоретического опыта по проблеме формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, была проведена исследовательская работа. Цель данной работы: выявить особенности развития связной речи у детей с ОНР и определить основные направления коррекционной рабо ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru