Типология и структура уроков в школе

Страница 3

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках сводятся к следующим:

а) систематизация и обобщение новых знаний;

б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

г) формирование умений и навыков;

д) контроль за процессом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве классификаций этот тип урока можно разделить на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения знаний, умений и навыков; уроки формирования умений и навыков и др. Видами этого типа уроков являются:

а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

б) урок – лабораторная работа;

в) урок практических работ;

г) урок – экскурсия;

д) урок – семинар.

Данный перечень видов уроков совершенствования знаний, умений и навыков свидетельствует о том, что организация учебной деятельности учащихся на уроке предполагает одновременно с повторением и применение знаний в несколько изменённой ситуации, а также систематизацию, закрепление знаний, их совершенствование не только в пределах изучаемой темы, но и на межтематическом и межпредметнем уровне. При планировании урока вместе с повторением можно организовать контроль и систематизацию знаний. Возможно построение урока, когда учитель планирует только текущее повторение в пределах темы, например, перед контрольной работой. Он может весь урок закреплять какие-либо навыки, что будет основной дидактической целью. Главное, чтобы на этих уроках правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменными, устными и практическими заданиями, а также с организацией самостоятельной учебной работы.

Урок обобщения и систематизации. Урок этого типа нацелен на решение двух основных дидактических задач – установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – семестра, полугодия и за весь год обучения. Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала.

Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков. Спецификой их является то, что учитель каждый раз при проведении урока заранее обозначает вопросы – проблемы для повторения, указывает источники, которыми учащимся необходимо воспользоваться, проводит обзорные лекции, задаёт задания учащимся для коллективно-группового их выполнения вне урока, проводит консультации как групповые, так и индивидуальные, собеседования по ходу подготовки учащихся к предстоящему уроку, даёт рекомендации по самостоятельной работе.

В старших классах наиболее распространённым видом уроков обобщения и систематизации являются уроки, на которых проводятся проблемные дискуссии, или уроки-семинары, на которых углубляется или систематизируется определённое содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки, на которых учащиеся целеустремленно (отдельно или группами) решают задачи теоретического или практического характера.

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы современной школы. На нём решаются дидактические задачи всех предыдущих типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил своё название – комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются:

а) организация учащихся к занятиям;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфии
Игра «Объяснялочки» Объяснить значение каждой пары слов или придумать предложения с этими словами. Например: «Мелом пишут на классной доске, а мель – это мелкое место на реке». Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае ...

Координационные способности
Для того, что бы нам изучить методы диагностирования и развития координационных способностей, мы подробнее рассмотрим понятия о самой координации движений. Часто координацию движений строят на таком физическом качестве как ловкость. Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразн ...

Химические пигменты
1) Природные пигменты. Природные минеральные пигменты — обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цве ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru