Социально-педагогическая профилактика наркомании

Страница 2

Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школе).

Организация активного досуга подростков.

Формирование у подростков здорового образа жизни.

Формирование у подростков коммуникативных умений, навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умения принимать правильные решения.

В настоящее время существует шесть практических подходов к организации первичной профилактики наркомании:

1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках, данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.

2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что употреблять наркотические вещества начинают прежде всего люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, которые воспитывались в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное обучение базируется на понимании того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у таких подростков не формируется умение налаживать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью не могут открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к наркотикам, включиться в группу сверстников и быть там приняты ими.

3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов. Он базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний.

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков. В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации и терапии.

5. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков. Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых мог ли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков.

6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Укрепление здоровья – это процесс, помогающий человеку усилить контроль над детерминантами здоровья и таким образом улучшить его.

По мнению М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева, ведущим субъектом профилактики наркомании у старших подростков в школе является социальный педагог – специалист, осуществляющий деятельность по предотвращению проблем старшеклассников, своевременному выявлению и устранению причин, их вызывающих, тем самым способствуя оздоровлению социальной микросреды старшеклассников. Социальный педагог чаще работает с людьми группы риска – это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни. Выделим наиболее часто используемые формы работы социального педагога по реализации программы профилактических мероприятий:

Лекция – это структурно-организованный способ передачи информации по конкретной теме. Информация может предаваться одновременно большому количеству слушателей и не требует значительных временных затрат. Во время чтения лекций трудно учесть потребности, мнения, чувства слушателей и степень их готовности к восприятию информации. Участники – пассивные слушатели. Развить какой-либо новый навык, умение невозможно.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений
Во второй главе нашего исследования мы проанализировали ряд комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников с целью - определить, обращается ли внимание в данных экологических программах на развитие речи детей старших дошкольников. ...

Методика проведения практических занятий в базовом курсе информатики
Формы занятий за ЭВМ (демонстрация, лабораторная работа, практикум) отличаются по цели, продолжительности и соотношению роли учителя и учащихся. Лабораторные работы и практикумы включают следующие части: подготовка к работе, допуск к работе, выполнение и оформление работы, сдача работы. Описание ра ...

Особенности формирования представлений младших школьников об эстетических ценностях и идеалах
Исследователи рассматривают эстетическое воспитание как целостный педагогический процесс, формирования представлений младших школьников об эстетических ценностях и идеалах. В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство, помещения, опрятность костюма, форма личных отношений ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru