Психологические теории внимания

Страница 2

2) Идеационное возбуждение определенного центра в мозге человека. По Джемсу, произвольное внимание к объекту возникает, если только в нашем уме сформирована идея или образ предмета, и мы можем предвосхитить его. Процесс предвосхищения объекта внимания ученый назвал "преперцепцией". Это явление связано с работой памяти и воображения, которые дают материал для образа предмета.

У.Джемс, опираясь на понятие преперцепции, дает педагогические советы по развитию внимания учащихся. Обратить внимание ребенок может на тот объект, на который ему было когда-то указано, представление о котором уже сложилось. "Всего лучше, когда сама тема занятий интересна, и, обучая детей, мы должны всегда стараться связывать новые сведения, сообщаемые им, с теми объектами, с которыми у них соединены преперцепцией".

3) Приток крови к соответствующему мозговому центру. Если Джемс только допускает это условие как физиологически правдоподобное, то в современной нейрофизиологии оно стало одним из важнейших источников данных о механизмах внимания.

Одну из известнейших теорий внимания предложил французский психолог Т.Рибо. Описывая внимание через процессы сознания, Рибо считал внимание умственным моноидеизмом. Такое состояние противостоит обычному потоку чувств, мыслей в сознании человека, т.е. полиидеизму. Когда внимание отбирает одно впечатление, другие представления так или иначе группируются вокруг центрального. Т.Рибо определяет внимание как "относительный умственный моноидеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума".

Ученый выделяет два вида внимания – непроизвольное, первоначальное внимание и произвольное, т.е. искусственное. Непроизвольное внимание целиком зависит от аффективных состояний, так как мы обращаем внимание на то, что нас интересует.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными, но и определенными физиологическими изменениями, которые Рибо считал важными коррелятами внимания.

Как чисто физиологическое явление внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных и двигательных компонентов. Когда какая-то мысль сильно занимает нас, она усиливает кровообращение; замедляется дыхание, человек принимает определенную позу.

При произвольном внимании срабатывает физиологический механизм задержки. Процесс в нервной системе,. соответствующий объекту внимания, вызывает задержку или подавление процесса, который отвечает за действие, отвлекающее внимание от объекта. В умении управлять движениями и заключается секрет произвольного внимания.

Для педагога важно понимать не только суть самого процесса внимания, но и генезис его формирования у ребенка. Оригинальную трактовку феномена внимания и его развития предложил в середине XXв. отечественный психолог П.Я.Гальперин. Им разработана теория внимания как функции внутреннего умственного контроля за действиями.

Он выдвинул эту идею, полемизируя с теми психологами, которые отвергали внимание как самостоятельную форму психической деятельности. Гальперин признает два факта, приводимые этими учеными:

1. Внимание нигде не выступает как отдельной процесс, предстает как сосредоточенность любой психической деятельности, т.е. как ее свойство.

2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. в отличие от памяти, мышления, воображения. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Исследования умственных действий позволяют подойти к этому вопросу по-иному. В любом действии есть ориентировочная, исполнительная и контрольная часть. Анализ структуры действия показал, что его третья часть действия есть "не что иное, как внимание, и что это внутреннее внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия".

На основе контроля, который есть сличение исполнения работы с ее целью, происходит управление деятельностью. Процесс контроля не имеет отдельного продукта. Она всегда направлена на то, что уже создано другими процессами, Это определение очень сходно с сущностью внимания.

Но контроль, выполняемый как внешняя, предметная, деятельность, не является вниманием. "Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль" . Только когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным, образуется отдельный, конкретный акт внимания.

По мнению Гальперина произвольное внимание можно считать контролем за действием, выполняемом по заранее составленному плану, с помощью определенных критериев и способов их применения. Сначала это действие выступает и осваивается в своей внешней форме и лишь затем, в специально речевом отражении становится произвольным вниманием. Непроизвольное внимание тоже есть контроль, идущий за тем, что в предмете или обстановке „само бросается в глаза“. Средства и путь контроля здесь диктуются объектом.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам как социально-педагогическая проблема
Современная информационная технология – это обработка информации с помощью персонального компьютера и современного программного обеспечения. Новые компьютерные технологии можно использовать в условиях обычного класса в городской и сельской школе, в общеобразовательной школе, гимназии, лицее. Они да ...

Экспериментальная работа по изучению влияния уроков-зачетов по математике в 8 классе
Учителя школ используют в своей работе разные виды контроля: устный опрос, фронтальный опрос, контрольная работа, тест. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Устная проверка: развивает математическую речь, учащиеся учатся выражать свои мысли грамотно, но мы не можем проверить всех учащихся ...

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития
В последнее время педагоги и родители часто сталкиваются с трудностью приобщения детей к активному отдыху. Одной из самых доступных форм активного досуга остается игровая деятельность. Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших школьников. Можно выделить следующие виды ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru