Этапы взаимодействия и модели сотрудничества

Педагогика и воспитание » Принципы взаимодействия детского сада и семьи » Этапы взаимодействия и модели сотрудничества

Страница 1

А.А.Петрикевич в своем исследовании рассматривает взаимодействие с семьей как процесс, имеющий свою динамику, этапы развития, характерные только для него формы и методы совместной работы родителей и педагогов. Автор предлагает строить взаимодействие детского сада и семьи в несколько этапов:

первый этап — общеподготовительный,

на втором начинается работа по формированию у родителей готовности к личным партнерским связям с воспитателем,

на третьем используются групповые формы работы с родителями, для формирования межродительских педагогических отношений,

на четвертом возникает и начинает работать форма реализации партнерских отношений воспитателя и родителей.

Следовательно, установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия. В.А.Петровский, В.П.Дуброва, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и другие предлагают следующие этапы работы воспитателя с родителями:

Первый этап — моделирование общения на предстоящую деятельность. Именно на этом этапе должно осуществляться своеобразное моделирование процесса сотрудничества детского сада и семьи и социально-психологическая подготовка воспитателя к деловому и личностному взаимодействию с родителями.

Главная цель подготовки воспитателя к работе с детьми должна заключаться в совершенствовании социально-психологической культуры педагога. Социально-психологическая культура, по определению Я.Л. Коломинского, предполагает наличие у педагога определенных взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительные отношения к ребенку, родителям, своим коллегам.

Второй этап — установление между родителями и воспитателями доброжелательных межличностных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. На этом этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.

Третий этап — формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний о ребенке, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них.

Четвертый этап — ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, в котором активная роль принадлежит родителям. Только после первых трех этапов у родителей на основе достигнутой доверительности и доброжелательности в общении с воспитателем возникает потребность поделиться проявлениями индивидуальности ребенка дома.

Пятый этап — совместное с родителями исследование и формирование личности ребенка.

Со своей стороны, Даведьянова Н.С. рассматривает два традиционных аспекта сотрудничества семьи и ДОУ: концептуальный и организационно-деятельностный следующим образом:

Концептуальный аспект, по ее мнению, предполагает: трактовку воспитания как процесса создания условий для восхождения личности к индивидуальности через преодоление противоречий и на основе общечеловеческих ценностей; оптимистическую гипотезу в отношении развития ребенка на всех возрастных этапах; деятельностный подход к организации общения, игры, физического и умственного труда; стремление развить интересы детей к различным видам деятельности; соблюдение демократического стиля общения и взаимодействия в семье и в ДОУ, ориентация на деловой и духовный уровень общения; уважение, доверие и доброжелательность в отношениях семьи и ДОУ к ребенку и друг другу; уважение права свободного выбора, диалогизм, забота об эмоциональном благополучии, защита прав, чести и достоинства всех участников педагогического процесса; готовность постоянно повышать свой психолого-педагогический уровень, вступать в диалог ради пользы ребенка, конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Организационно-деятельностный аспект предполагает следующие этапы работы:

1. информационно-подготовительный этап, или педагогическая диагностика семьи, призван помочь в составлении достаточно объективного портрета семьи, выявить уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованность в решении проблем семейного воспитания, определить спектр проблем, актуальный для данной группы и данного детского сада, спланировать работу с благополучными и неблагополучными семьями, наметить наиболее эффективные способы включения родителей в деятельность по развитию личности ребенка. Педагогическая диагностика семьи способствует не только грамотному началу взаимодействия детского сада и семьи, но помогает «отслеживать» промежуточные результаты и намечать перспективы (ближней и дальней);

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Особые случаи разрезов
При построении разрезов некоторых предметов следует соблюдать особые правила, которые приведены ниже. 1. Если секущая плоскость направлена вдоль оси или длинной стороны тонкой стенки типа ребра жесткости, то стенку оставляют незаштрихованной и отделяют от остальной части детали сплошной основной ли ...

Сущность воспитательной системы школы
Воспитательная система школы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим факторо ...

Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой психического развития
Важнейшей задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 7 вида является развитие речи. Это связано с особенностями общего и речевого развития учащихся данной категории. На уроке чтения учитель постоянно следит за грамматической и стилистической правильностью высказыв ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru