Формы и методы работы ДОУ с семьей

Страница 2

Как и формы, методы работы с родителями делятся на несколько групп.

Е.П.Арнаутова выделила следующие методы активизации опыта родителей:

Методы активизации

- на основе вербального канала общения: дискуссионные вопросы и обсуждение нескольких точек зрения на проблему; решение проблемных задач семейного воспитания; обращение к опыту семейного воспитания; обмен мнениями между родителями по поводу детских высказываний о чем-либо; рисунков на заданную тему; других результатов продуктивной деятельности; использование примеров из литературы: детской, художественной, научно-популярной и пр.; анализ педагогических ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком и мотивов детского поведения в них.

- на основе межличностного канала общения: целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением родителей в эту деятельность;самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания; непосредственное практическое взаимодействие родителей с ребенком в различных детских видах деятельности (игровой, учебной, спортивной и др.) и его анализ; игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения и анализ; тренинговые занятия с элементами игровых действий, учебных по смыслу; элементы артметодов общения (совместные танцы родителей и де детей, рисуночные методики, театрально-игровое взаимодействие); метод «сочинений».

Е.П.Арнаутова указывает, что перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Поле зрения родителей на воспитательную проблему расширяется, они могут даже поставить под сомнение свое собственное представление о проблеме.

Использование различных методов активизации родителей способствует повышению гибкости родительской позиции, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком. Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу дошкольного учреждения показывают, что родители, находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей», постепенно становятся активными участниками воспитательной деятельности, исследователями собственного родительского поведения. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивать свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в вопросах воспитания.

Другая группа методов – методы формирования педагогической рефлексии.

О.Л.Зверева в понятие «педагогическая рефлексия» включает умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических удач, так и просчетов, осуществлять выбор воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. Кроме того, ряд исследований развития педагогической рефлексии (Л.А.Абрамян, Е.П.Арнаутова, В.П.Дуброва, А.Д.Кошелева, О.В.Лобза, Р.К.Сережникова и др.) показывают, что по мере осмысления родителями переживания своих взаимоотношений с ребенком, у них происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, предполагают позитивные изменения в детско-родительских отношениях, нормализацию эмоционального самочувствия детей.

Таким образом, современные формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по повышению педагогической компетентности родителей разнообразны, а результативность педагогического просвещения зависит от знания педагогами конкретной семьи и адекватного подбора содержания и форм работы с родителями. Сотрудничество, т.е. диалог между сотрудниками дошкольного учреждения и семьей позволяет повлиять на формирование у родителей мотивов воспитательной деятельности, побудить к педагогической рефлексии, к позитивным изменениям педагогической позиции в целом.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Методика учебных экскурсий по экологии
Учебные экскурсии на химические и др. объекты являются особой формой организации учебного процесса; их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул. Реальное планирование календарных сроков проведения экскурсий - дело очень сложное, зависящее от ряда обстоятельств, иногда связанн ...

Методика проведения практической деятельности учащихся
Практическая деятельность осуществляется в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инстр ...

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности
Домашняя работа учащихся при обучении математике необходима. В ходе домашней работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для тренировки детей в самостоятельном применении приобретенных под руководством учителя знаний. Однако, изучая опыт, приходится констатировать, что одним из типичн ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru