Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

Педагогика и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

Страница 4

Доказано, что старший подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности.

Иной точки зрения придерживаются авторы, утверждающие, что подростковое развитие протекает плавно, постоянно и под влиянием окружающих условий. Они рассматривают этот период в ретроспективе с позиции зрелого взрослого, а драмы подростковых конфликтов рассматривают как "неполноценные реакции". Изучение этого периода через процесс протекания конфликтов и пути их разрешения основывается на биографическом подходе Р. Бернса, по которому поведение, направленное на преодоление трудностей, как в повседневных, так и в экстремальных ситуациях, тематически структурировано, а возникающие проблемы решаются при помощи определенных техник существования (достижение, приспособление, защита, избегание, экспрессия, агрессия).

Стратегии преодоления трудностей в период взросления зависят от типа личности подростка и свойств его проблем (с учетом собственных возможностей). Преодоление трудностей начинается при столкновении подростка с опасностями, угрозами или требованиями и проходит три стадии: первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации, вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения.

Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем. Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и в то же время устремленность в будущее.

Учитывая возрастную специфику и основываясь на структуре потребностей А.Маслоу, выделим компоненты, требующие оказания профессиональной помощи со стороны социального педагога: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и привязанности, потребность в общественном статусе, потребность в успехе, потребность в самореализации и индивидуальном развитии.

Физиологические потребности отмечаются стремлениями к физической и сексуальной активности и высокой оценке своего физического развития, сопровождающимися способностью к интроспекции (самонаблюдению). В круг предметов мысленного рассмотрения включаются собственные мысли, чувства и поступки. Здесь очень важно отметить новообразование в форме способности различать противоречия между мыслями, словами и поступками, а также использование своих мыслительных процессов для создания идеалов и ценностей.

Результатом этой новой способности оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами являются претензии к миру взрослых и даже бунт против него. Идеализации не ограничиваются абстрактными представлениями, а переносятся на конкретных людей, превращающихся в образцы для подражания. Столкновение идеалов с действительностью или идеалами других сверстников особенно долго и тяжело переживается старшеклассниками и является значительным основанием для возникновения конфликтных явлений в их среде. При этом нравственное развитие приобретает новый смысл с развитием формального мышления.

Потребность в безопасности отличается психофизиологическими изменениями, которые с трудом поддаются оценке в этом возрасте и этим усиливают данную потребность. Ее стремятся удовлетворить либо в семейных отношениях, либо в группе ровесников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Анализ деятельности Алматинского Дворца школьников, Медеуского района, города Алматы
Одним из ведущих социальных институтов социально-культурной сферы является система эстетического воспитания, в частности Дворца школьников. Алматинского Дворца школьников, Медеуского района, города Алматы относится к числу таких образовательных учреждений, в которых внимание педагогов направлено не ...

Этапы формирования культуры поведения в дошкольном возрасте
Формирование культуры поведения в дошкольном возрасте проходит поэтапно. На каждом из этих этапов дети согласно возрастным психологическим особенностям усваивают культуру деятельности, культуру общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Т. А. Куликова выделяет следующие этапы воспитания ку ...

Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционировани ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru