Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

Педагогика и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста

Страница 3

Поскольку старшие подростки отмечают социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку или презрение), они включают его в представление о себе. Многие кризисы и конфликты в этот период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением к ним взрослых людей.

Физические изменения, таким образом, оказывают влияние на самооценку и чувство собственной значимости. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению, поведенческим девиациям и даже к хроническим неврозам.

Главное новообразование старшего подросткового возраста – открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет "Я" на практическое включение в различные виды жизнедеятельности. Этот процесс сопровождается негативными и позитивными проявлениями. Для данного периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности. Позитивные проявления выражаются в том, что у старшего подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с природой, иное понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется. Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность.

По мнению М.Р. Гинзбурга, наиболее сложным у старшеклассников является новообразование, которое представляет собой идентичность. Старший подростковый возраст является периодом "самостандартизации"; молодые люди стремятся к поиску чувства "Я", к включенности в конкретные роли. Потребность в обретении чувства идентичности настолько остра, что человек может решить эту проблему, став деликвентом – то есть выбрать идентичность, противоположную тому, что предлагает общество, лишь бы не остаться вовсе без идентичности. В частности, агрессивность особенно присуща подросткам как способ защиты личности от переживания "кризиса идентичности", эмансипации от мира взрослых, преследующий стабилизацию самооценки: следовательно, становится актуальной проблема блокировки агрессии и невозможность ее выражения.

Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени. У старшеклассника формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании временной протяженности: "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди возможных путей развития личности. Идентичность также определяется в терминах тождественности самому себе и противостоит "разделяющим" тенденциям. Я - идентичность соответствует наиболее глубинно - функциональному единству, это те элементы, благодаря которым "я узнаю себя", в отличие от тех, кто "совершенно не похож на меня", ибо они отличаются от того, кем я являюсь и кем хочу быть. Обнаружено, что недостаточная сформированность личностной идентичности связана с меньшей способностью к установлению близких отношений, а также с употреблением наркотиков. В целом, молодые люди с несформированной личностной идентичностью ощущают потерянность, отсутствие места в жизни. Они считают, что родители их не понимают, проецируют на них свои агрессивные чувства и уходят в фантазию. Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов считают, что средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы. 1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных с ...

Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников
На данном этапе мы использовали те же задания, что и на констатирующем этапе, но поменяли их содержание. Данные контрольного этапа отражены в таблице 2 Уровни читательских умений на контрольном этапе. Таблица 2 Экспериментальная группа Высокий Выше среднего Средний Низкий Чел. % Чел. % Чел. % Чел. ...

Дидактическая игра на уроке труда
Подготовка младших школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Нача­лом такой подготовки является формирова­ние у учащихся интереса к труду и потреб­ности овладеть определенными трудовыми умениями. Наиболее успешному осущест­влению данной цели ...

Главное меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru