В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людей уверенности, порождает нечестность – речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей».
В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.
Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, что работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений – от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения.
Причина такого положения в том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, воздействие грубым насилием, а к поощрениям – только награды, подарки. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые отрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.
Таким образом, актуальность
данной проблемы обосновывает основную цель:
рассмотреть методы стимулирования: поощрения и наказание и использование их.
Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи
:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе.
3. Разработать систему вопросов – заданий для диагностики учащихся.
4. Проанализировать опыт использования методов в педагогическом процессе взаимодействие учителя и учеников.
Похожие статьи:
Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической
деятельности
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль игра ...
Содержание и формы работы классного руководителя с родителями учащихся
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе. Формы же работы классного руководителя с родителями делятся на дв ...
Учитель-логопед как субъект коррекционно-педагогической деятельности
Профессия Учителя одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт преемственности поколений. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во м ...